От детской книги непременно требуют понятности и пользы, часто утилитарной
– например, помощи в подготовке ребёнка к школе. Автор этой книжки убеждён,
что ребёнок способен не только в будущем, когда вырастет, но и сейчас, в неповторимую
пору детства, вносить в жизнь свою чистоту, непосредственность, душевное
здоровье, юмор. Потому что не готовится, не учится жить – а живёт своей неповторимой,
единственной жизнью. Донесители – Ваня, Вика и Алиса – мыслители, фантазёры, любители парадоксов, пытливые задаватели вопросов. Они заново открывают и осваивают мир – свой и чужой. Они несут главную мысль: прежде всего надо быть хорошим человеком! Это важно и для мальчика, и для девочки, и для космонавта, и для инопланетянина. Ведь это здорово – стать добрым, умным, сильным. А быть эгоистом, жадиной, предателем – скучно, противно, в конечном счёте даже невыгодно! Итак, ребёнок живет, а книга учит! Она учит родителей понимать своих детей, а детей – нести ответственность за себя, за брата, за сестру, за людей, за планету в целом. А это, согласимся, требует и мужества, и вдохновения, и порядочности. Дети переживают испытание разлукой, страхом, болью, решают трудные земные и космические задачи, преодолевают соблазны, но не нарушают нормы братства, взаимной поддержки – нравственное чувство оказывается для них спасительным в ситуации выбора. И ещё – чувство семьи, дома, голос мамы и папы. Сквозная тема книги – необыкновенная талантливость детей, их открытость к восприятию мира, доверие к опыту взрослых, прежде всего родителей. Доброта, остроумие, обаяние автора проявляются не только в повествовании, но и в рисунках, сопровождающих текст в самом необходимом месте. Есть в таком оформлении текста своеобразный педагогический приём: сначала прочитай, потрудись представить в своём воображении странное, загадочное, ни на что не похожее существо, а уж потом сравнивай с тем диковинным образом, который предлагает художник. Внимательный читатель заметит, как часто дети принимаются за еду. Лукавая улыбка автора становится понятной: это привлечение внимания к процессу еды – приятному, полезному, совместному, сближающему – и просто интересному! В метафорическом плане это и обращение к взрослым: почти всё зависит от той пищи, которую в разные эпохи жизни дадут ребёнку. Замечательный детский писатель В. Берестов утверждал, что задача детской книжки – повысить уровень общения взрослых и детей. Надеемся, что так и будет, когда вы прочитаете приключения донесителей – чудесных детей, несущих миру свой образ. |
Донесители – несущие миру свой образ |
Заслуженный учитель России, преподаватель лицея №1 г. Оренбурга Любовь Ивановна ПАВЛОВА. |