This page created with Cool Page.  Click to get your own FREE copy of Cool Page!
                           сть во Вселенной странствующий народ фривы, что в
                           переводе на земной язык означает «идущие меж
                           звёзд». Эти существа путешествуют на своей странной
                           планете Лода из одной галактики в другую.
                             Прилетают эти лодяне-фривы нежданно-негаданно к
                           любой звезде, встают на удобную орбиту и делают
                           передышку. Передышка эта может быть многолетней, а может быть и совсем короткой.
   Для чего фривы бороздят межзвёздное пространство, что ими движет – большая загадка для иных существ во Вселенной. В этом бесконечном полёте их планеты Лода нет ни логики, ни математического смысла.    Единственное правило лодяне не нарушали ни разу: их планета никогда не возвращалась к тем звёздам, где уже успела побывать.
Лода по размеру приблизительно такая же, как наша Луна. На ней, как и  на Луне, отсутствует атмосфера – воздух, которым бы могли дышать живые существа. Однако фривы установили на поверхности множество куполов, соединённых переходами. Пространство под прочными колпаками они заполнили газами, необходимыми для их дыхания. А ещё фривы установили на Лоде мощные двигатели, которые позволяют перемещать планету в космосе.
   Получилось нечто похожее на огромный космический корабль в виде целой планеты.
   Кто же такие эти фривы?
   Внешность лодян необычна даже среди того многообразия существ, которые населяют космос. Головы фривов напоминают гроздь ягод, укрытую двумя высохшими лавровыми листами светло-коричневого цвета. Ягоды, шесть виноградин, попарно расположенных друг под другом, – это глаза. Туловище фривов гибкое, длинное, тянется от глаз до одной большой пятки, которая похожа на ногу земной улитки. Тело имеет две руки, скорее даже, два хобота с ноздрями на концах. Они








                                       могут пользоваться своими хоботами так же
                                         проворно, как мы, земляне, своими руками.
                                                 Но отдельного рассказа достоин живот
                                           этих существ. На животе у фривов
                                                расположен большой квадрат речи. Этот
                                                  орган служит лодянам для общения
                                                   друг с другом. Но фривы не издают
                                                    звуков, а меняют краски на животе и
                                                  таким чудным образом  передают друг
                                                  другу информацию – они разговаривают
                                                                         цветами, возникающими
                                                                             на их животах.
                                                                               Красочный язык
                                                                                    поражает. Он
                                                                                     способен
                                                                                    передавать не
                                                                                   только факты, но и
                                                                                    настроение
                                                                                лодян. Синие цвета
                                                                                            – холод,
                                                                                             зелёные –
                                                                                          ложь, жёлтые
                                                                                           – недоверие
                                                                                           и протест,





















красные – любовь. Сложные сочетания выражают самые глубокие чувства фривов.








    За спиной у лодян большой кожистый рюкзак, по форме напоминающий банан, – красочная железа, которая как раз и вырабатывает разноцветье, необходимое для общения.




В один из дней Лода вместе с её обитателями прилетела в галактику крамзан и встала на удобную для себя орбиту у звезды Вайзо. Без предупреждения, совершенно бесцеремонно.
На Крамзе начался переполох. Главный Логик собрал экстренный совет планеты сразу после реманго. Что делать с Лодой? Зачем прилетели фривы? Нет ли угрозы благополучию крамзан со стороны малоизвестных существ? Все эти вопросы будоражили Крамзу.
– Тихо! – сказал Главный Логик, обращаясь к взволнованной толпе соплеменников. – Я сообщу факты!
Толпа затихла.
– Главный факт, – продолжил речь Логик, – это то, что к нам в галактику прилетели фривы и встали на орбиту вокруг Вайзо. Факт второй – их орбита короче нашей на одну пятнадцатую расстояния до светила. Другими словами, нашим планетам столкновение не грозит. Мы это просчитали с научной определённостью.
– Почему фривы не предупредили нас? – раздался взволнованный голос из толпы.
– Может, у них злобные цели? – громко предположил другой крамзанин.
– А если это вторжение? – прокричал ещё кто-то.
– Не знаем, – остановил полет коллективной фантазии Главный Логик. – Я только что попросил Хозяина Времени помочь нам с фактами. Но корец в помощи отказал. Вы же знаете, насколько непредсказуемы корцы. То помогают Крамзе, то не помогают. Хозяин Времени предложил разбираться нам с фривами самим. Видимо, у него есть для этого причины.
– Надо снаряжать космический челнок! – выкрикнули из толпы.
– Верно, – поднял щупальце Логик. – Именно такой шаг и представляется самым мудрым. Мы пошлём делегацию от Крамзы на Лоду. Но загвоздка в том, что у нас нет общего языка. Мы не видим красок, которыми лодяне разговаривают. Фривы же не умеют издавать и слышать звуки, с помощью которых общаемся мы.
– У них нет ушей и ртов? – изумилась толпа.
– Значит, нет, – кивнул управитель Крамзы. – Мы, конечно, не знаем этого наверняка. В Космической энциклопедии очень мало данных об этом народе. Но, похоже, с ушами и звуками у них проблема.
– Какие же тогда у нас варианты? – выкрикнул кто-то недоумённо.
– Вариантов у нас два, – задумчиво ответил Логик. – Можно найти существо, которое не только видит все цвета, подобно фривам, но и владеет искусством издавать звуки. Оно будет посредником в нашем с







фривами общении. А можно постараться овладеть секретом разных цветов. Постараться подойти к решению проблемы глубоко.
– И что логичнее? – раздалось из толпы.
– Это решать совету Крамзы, – развел щупальца Превосходный управитель. – Вариант с посредником хорош своей простотой. Раз-два – и готово. Но этот шаг имеет свои существенные недостатки. Кто сможет гарантировать достоверность сведений, которые чужой растолкует по-своему? Плох этот вариант тем, что мы, используя посредника для переговоров, можем потерять много тонкостей и даже смыслов.
Совет крамзан загудел десятком взволнованных голосов. Каждый житель пытался взвесить и обсудить предложенные варианты.
– Другой способ, – перебил общий шум Логик, – научиться понимать красочный язык фривов. Для этого нам нужны разнообразные цветные таблицы.




Робот приземлился у живописного земного озера. Здесь, у кромки воды, на маленьком стульчике восседал художник и рисовал красивый пейзаж.
Человек очень удивился появлению пришельца. Он с изумлением разглядывал гара-гума.
– Нам нужны цветные таблицы, друг! – прошипела красная коробочка в руке принеси-подая.
Художник молчал. Кисточка, повисшая над холстом, не удержала краски. Жёлтая капля упала на колено живописца. Землянин вздрогнул и очнулся:
– Ты кто? – придушенным шёпотом спросил он.
– Я биологический робот. Меня зовут Гара-гум, – ответил принеси-подай. – Я прилетел с планеты Крамза по очень важному делу. Помоги нам, друг, овладеть секретом красок. Нам нужны цветные таблицы.
– Биологический робот? – художник встал со своего стульчика. Теперь в его глазах появился восторг, но он быстро сменился недоверием. – Может, ты меня разыгрываешь?
– Что значит «разыгрываешь»? – не поняла вопроса красная коробочка.
– «Скрытая камера», например. Фокус с летающей тарелкой… – человек осмотрелся по сторонам, но не увидел ничего, что могло бы открыть секрет удивительного появления шара и робота.
– Это не разыгрываю, – вновь заговорила коробочка. – Помоги нашей планете, друг!
– Да подожди, – махнул рукой живописец, – не спеши. Рассказывай всё толком. А то я совершенно ничего не могу понять. Ты очень спешишь, робот?
– Время для меня – ничто, – привычно ответило приспособление в руке принеси-подая.
– Так тем более! – художник дружески хлопнул по плечу пришельца. –








Давай-ка сядем на траву, и ты мне подробно всё расскажешь. Кстати, есть у тебя другие имена? Что означает это корявое Гара-гум?
– Корявое? – переспросила коробочка, пока робот усаживался на мягкий зелёный покров. – Меня зовут Принеси-подай по-земному, если это не коряво.
– Да, – усмехнулся землянин, – это имя яснее. Так что же, Принеси-подай, привело тебя на Землю?
– Мы просим тебя, землянин, разукрасить чистые листы вашей бумаги всеми цветами, которые видит твой глаз. И написать под каждым цветом его название.
– Всего-то? – изумился художник.
– Это так просто сделать? – спросила красная коробочка.
– Да ничего сложного.
Человек встал с земли, подошёл к велосипеду, лежавшему рядом с этюдником и раскладным стульчиком. Художник взял небольшой пакет и вернулся к пришельцу.
– Вот. Сейчас покажу.
Землянин достал из пакета чистые листы и пачку цветных карандашей.
– Вожу с собой всё это для быстрых зарисовок, – пояснил живописец. – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
– Фазан, – повторила коробочка, – раздел «Земля». Крупная птица с ярким оперением…
– Это ты про что? – опешил художник.
– Я прочитал выдержку из Космической энциклопедии про фазана.
– А-а! – рассмеялся человек. – Нет. Это у нас на земле такая художественная поговорка, которая помогает запомнить все цвета радуги. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». «Каждый» – красный, «Охотник» – оранжевый, и так далее: жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Понял?
– Всего семь цветов? – прошипела красная коробочка в руке Гара-гума.
– Есть ещё белый и чёрный. Это монохромные цвета, они в чистом виде в природе не встречаются. Ладно, давай не будем в это углубляться.
Человек достал из цветной упаковки все карандаши и протянул их роботу.
– Я вижу, – робот взял их свободной рукой, – только очень светлые, не очень светлые и тёмные палочки. И никаких других цветов. Как вы этому научились, земляне?
– Ох ты! – художник приподнял брови. – Да разве ж я могу тебе ответить на этот вопрос? Это же миллион лет назад произошло: первобытные люди смотрели на небо – небо голубое, на деревья – зелёные деревья, на кровь, которая красная. Так было нужно природе – вручить человеку дар видеть цвета.
– И сколько цветов видят люди? – с глубоким уважением в голосе спросила красная коробочка.
– Странно, Принеси-подай, что тебе не сделали рта, – задумчиво









произнёс человек, разглядывая прибор в руке робота. – У вас там и ртов, что ли, нет ни у кого?
– Рты есть, – ответил прибор. – У жителей планеты Крамза их четыре.
– Ничего себе! – удивился землянин. – Три запасных рта? Ладно, это я пошутил – не обижайся. Я понимаю, что мы можем долго утолять взаимное любопытство, забыв о деле. А говорили мы о цветах. Их ведь не так много, цветов-то. Но у каждого есть сотни вариаций – такое разнообразие, что невозможно описать.
Глаза землян улавливают
около полутора миллионов
оттенков.
Представляешь?
Смогу ли я тебе
всё это
нарисовать
на бумаге?
– Сможешь? –
переспросила
коробочка.
– Нет,
Принеси-
подай, не
смогу, –
покачал
головой
художник. –
Никак не смогу.
Я десятки лет
потрачу на это
дело, но не добьюсь
никакого успеха.
– Не добьёшься
успеха? Почему?
– Да потому, что
нет у землян
отдельных названий
для каждого из
оттенков.
Понимаешь?
Цвета могут быть
светлыми и
тёмными,
яркими и
тусклыми.
Те цвета,
в состав
которых входит







белый цвет, называются бледными или светлыми, а те тона и оттенки, которые получаются при добавлении чёрного цвета, называются тёмными. Вот, к примеру, красный цвет. Сколько у него оттенков? Рыжий, розовый, бордовый, малиновый, алый… И это ещё не всё. Как это описать на бумаге?
– Давай начнём, – предложил прибор Гара-гума.
– Ох, – вздохнул художник, – я нарисую тебе всё, что смогу.
Землянин взял кисть и один из тюбиков с краской. Посмотрел на свой недописанный пейзаж…
– Хочешь, – неожиданно оживился человек, – я подарю тебе все свои краски и карандаши? Это поможет твоей планете?
– Ты сделаешь это для Крамзы?
– Мне не жалко. Тем более, ты говорил, что это очень важное дело для твоей планеты. Смотри – все цвета на тюбиках подписаны. Тио-индиго чёрная – это чёрный цвет, охра – светло-коричневый, вот белила – это белый, краплак – красный. У меня здесь десять… пятнадцать… восемнадцать тюбиков с разными красками. Даже девятнадцать. Вот ещё церулиум – голубой, или небесный. 
– Но ты, землянин, не сможешь дорисовать свою картину, если я заберу краски.
– Не беда, – махнул рукой художник, – допишу полотно дома по памяти. Просто расскажи, зачем Крамзе краски? Если вам не дано видеть цвета, кроме светлого и тёмного, будет ли прок от всех этих тюбиков?
– В нашу галактику прилетели фривы, – ответила коробочка. – Это космическое племя разговаривает, используя вместо звуков краски на своих животах. Мы, крамзане, хотим освоить язык пришельцев. Узнать о них всё, что пожелают рассказать сами фривы.
– Вон оно что, – протянул человек. – Странно. Краски! Просто удивительно. Значит, ваши фривы не умеют говорить звуками, а вы не различаете цвета? Ха! Да, забавно. Никаких шансов на взаимопонимание. Послушай, а как же жесты? У вас есть язык жестов?
– Жесты?
– Руками махать, изображать телом какое-то действие? Вы испробовали такой вариант? В конце концов можно рисовать символы на бумаге! Это тоже язык. Почему вам пришло в голову использовать только краски?
– Так решил Превосходный управитель Крамзы, – ответил прибор. – Фривы могут истолковать наши жесты и символы неверно. Это не очень надёжный язык.
– Ясно, – кивнул художник. – Видимо, простые пути мало привлекают сложных существ. Это я без злобы, учти! А краски тебе всё равно подарю.
Гара-гум встал и, уважительно поклонившись, вытащил из-за спины большой металлический куб.
– Я смастерил этот куб для твоего подарка. Для красок.
– Чудеса, – почти испуганно ответил землянин. – Когда успел-то?
– Сейчас, –  ответила коробочка, пока робот открывал крышку куба.
– Ладно, – решил не вдаваться в подробности землянин. – Что-то







великоват ящик для девятнадцати тюбиков и десятка карандашей.
Тем временем Гара-гум вытащил на траву квадратную толстую пластину, похожую на мягкий земной поролон. В центре пластины были вырезаны углубления для тюбиков и карандашей. Мягких квадратов в кубе оказалось ровно девятнадцать – по количеству подаренных тюбиков с краской.
– А, – хлопнул себя по лбу художник, – это упаковка такая огромная. Ну как же, краски, видать, великая ценность для Крамзы. Просто артефакт какой-то.
– Артефакт, – прошипел прибор в руках робота. – Искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое значение.
– Опять цитируешь энциклопедию? – усмехнулся землянин. – Давай назовем этот ящик проще: например, «красочными квадратами».
– Квадраты красок, – сказал прибор Принеси-подая. – Так благозвучнее для языка Крамзы. Ты не против? Мы назовем этот куб «Артефакт. Квадраты красок. 19 тюбиков и 10 карандашей».
Художник громко рассмеялся и опять похлопал пришельца по плечу:
– Забавный вы народ однако. Надо бы тебе для убедительности мантию надеть, прежде чем встречаться с землянами. Знаешь какую? Синюю, волшебную, с золотыми звёздами. Для нас, людей, это было бы очень эффектно…
– Я хочу, чтобы ты выполнил ещё одну мою просьбу, – сказала красная коробочка серьёзно, оставив реплику без внимания. – Крамза просит тебя не информировать других землян о нашем появлении. Можешь ли ты дать слово Человека, что не расскажешь о нас?
– Даю слово, – помрачнел художник. – Даю слово Человека, что никому о вас не расскажу. Тебе уже пора улетать?
Гара-гум кивнул головой.
– Ладно, прощай, Принеси-подай… – с грустью протянул землянин.




Металлический шар приблизился к одному из куполов планеты Лода. Низ шара раскрылся, из круглого отверстия вывалилась белая ткань. Ткань под собственным весом расправилась, и фривы, наблюдавшие за космическим челноком из-за стекла, увидели нарисованную крамзанами жёлтую звезду Вайзо на белом полотне. Под звездой стоял нарисованный красной краской крамзанин с зелёной веткой в руках.
«Это друзья, – поняли фривы. – Можно открывать защитный купол и впускать пришельцев с Крамзы».    
Четвертая глава без номера
 
О том, как на Крамзе появился артефакт
Сайт управляется системой uCoz