This page created with Cool Page.  Click to get your own FREE copy of Cool Page!
                           вао-гум, – обратился взрослый крамзанин к ребёнку,
                           когда увидел в круглом окне над головой, что свет
                           уходит. – Руко-тав гало-кхи?
                             В переводе на земной язык это означало:
                           «Последыш, зачем тебе космос дал три глаза?»
                             – Чтобы видеть, что наступает реманго, – ответил
                           маленький крамзанин на чистом крамзанском языке, который нам без тщательного перевода совершенно не понять.
   – Ошибаешься, – не согласился взрослый. – Три глаза нам даны для того, чтобы видеть приближение обеда.
   Это была такая шутка. Инопланетянин потёр верхними щупальцами своё туловище:
   – Не знаю как ты, последыш, а я чувствую пустоту в своих желудках.
   – Не буду есть! – заупрямился малыш. – Я совсем не голоден!
   – Ох, муки Вайзо! – воскликнул взрослый. – Тот, кто не ест, – не играет потом в здесьтам.
   – Здесьтам! – малыш подпрыгнул в лентах своей крамзанской кроватки. – Большой, ты правда будешь со мной играть?
   – Если ты съешь камни, – уточнил взрослый.
   Камни крамзане ели вторым из четырёх ртов, расположенных на их головах. Малыши очень не любили этот вполне вкусный для взрослых продукт. Дети предпочитали еду для третьего и четвёртого ртов – то, что на Земле принято называть питьём и сладостями.
   – Съем камни, – пообещал малыш.
   Удивительная планета Крамза кружится вокруг своего солнца – звезды по имени Вайзо – так далеко от Земли, что её невозможно разглядеть ни в один даже самый мощный телескоп. Мы можем только нарисовать её в своём воображении, ибо воображение наше значительно совершеннее всех земных приборов и прочих технических приспособлений.







   Большая оранжевая Крамза – далёкая, неизведанная землянами – стала домом для странных по нашим меркам существ. Многорукие и многоногие, трёхглазые, серые – вот они какие, разумные существа Крамзы.
   Сейчас на планете стало темно, как ночью. Дневной свет звезды Вайзо закрыл Рем. Рем – планета-спутник Крамзы, как Луна у нашей Земли. Тень этого самого Рема каждый день падает на Крамзу. Это явление, которое на Земле происходит редко и называется затмением, на Крамзе носит название реманго.
   Реманго случается один раз в крамзанские сутки и длится недолго – часа полтора по земному времени. В эту сумрачную пору крамзане обедают и отдыхают.
   – Раз собрался поесть камни, – продолжил взрослый, – выбирайся побыстрее из кровати.
   У крамзан несколько иные, чем у землян, приспособления для сна. Они спят на подвешенных к потолкам лентах. Это самое удобное для них состояние – не нужно напрягать щупальца ног, путаться в своих многочисленных руках. Правда, выбираться, а особенно забираться во все эти ленты не так просто, если не использовать автоматические усовершенствования. Но крамзане за многие тысячи лет привыкли к подобным приспособлениям. Тем не менее, детские ленты сна всегда лишены удобных технических излишеств. Малыши учатся справляться с лентами сами. И это не просто традиция Крамзы, это один из способов развития ловкости у малышей.
   Домашний робот Гара-гум (по-нашему Принеси-подай) накрыл обед для взрослого и ребёнка. В этажерку с полочками робот поставил многочисленные блюда для трапезы. Здесь были и камни, и растения, и клейкая жидкость.
   Ребёнок нехотя взял первый камень во второй рот. Сморщился и с усилием проглотил его.
   – Да не надо морщиться, – помотал головой взрослый. – Ты же знаешь, что твоим косточкам нужен строительный материал. Не будешь есть камни – не будешь расти.
   – Да, я знаю, – ответил ребёнок верхним ртом. – Ты сейчас опять расскажешь мне историю о Первом, который не мог найти камней.
Ребёнок имел в виду старую притчу об основателе цивилизации Крамзы, которого именовали Первым. У каждого народа Вселенной есть подобные сказки со смыслом.
   Первый, согласно сказаниям, – предок всех крамзан. Родился этот герой прямо на звезде Вайзо и долго бродил по разным планетам в поисках дома. Его странствия описаны в десятках историй и легенд Крамзы. То, о чём говорил ребёнок, произошло с Первым на погибшей планете Кча. Почва этой планеты, говорит легенда, отличалась по
составу от крамзанской.









   – А вот и не угадал, – ответил на детский вопрос взрослый крамзанин.  – Не буду я тебе рассказывать этой легенды. Ешь быстрее. Иначе не успеем сыграть в здесьтам. Смотри, мои плошки уже пусты, а ты всё никак не насытишься.
   Ребенок стал быстрее забрасывать пищу в свои рты.
   – Я всё съел, – объявил взрослый, снимая плошку с коготка на своем щупальце, – и Гара-гум уже приготовил диски для игры.
   Здесьтам – такая же древняя игра на Крамзе, как шахматы на Земле. Доска для здесьтам – это круглая коробка с разноцветными фигурами внутри. В разложенном состоянии коробка превращается в земную цифру восемь или символ космоса по-крамзански. Один круг восьмёрки
                      называется «здесь», другой – «там». Задача игроков –
                                        побыстрее оказаться на стороне противника
                                                всеми десятью фигурами. В этой игре
                                                      никто никого не ест. Ходом считается
                                                        шаг своей фигурой на одну клеточку
                                                          вперёд или вбок и шаг
                                                              препятствием на доске
                                                              противника. Препятствия – это
                                                                тоже фигурки, которые обычно
                                                             хранят в отдельном
                                                              непрозрачном мешке. Они все
                                                              одинаковые по форме, но с
                                                                разными рисунками. Одно
                                                                  препятствие может
                                                                  обозначать провал во
                                                                   времени, другое – потерю
                                                                     направления и прочее.
                                                                     Игрок, вытаскивая вслепую
                                                                        препятствие, не знает,
                                                                              какое оно на самом
                                                                                     деле. Смотрит,
                                                                                           что ему
                                                                                             выпало, и
                                                                                                 ставит




препятствие на любое место доски противника. Противник, делая ход, пытается обойти препятствия, которых с каждым ходом становится всё больше, и поставить свои самым неудобным образом. Фигуры, дошедшие до края доски, перепрыгивают на доску противника, занимая свободные клеточки чужой территории.
   Игра здесьтам сложная, но увлекательная. Крамзане издавна проводят много времени за этим хитрым занятием.
   – Я тоже съел, – малыш показал родителю пустую плошку для камней. – Кто ходит первым?






   – Ходи ты, – степенно произнёс взрослый, – всё равно проиграешь.
   – Я? – изумился ребенок. – Сейчас посмотрим. Я тебя ходов в сорок сделаю.
   Малыш начал игру, двинув вперёд фигурку планеты Урум.
   – Самую кровожадную планету выбрал? – спросил родитель, усмехнувшись. – Тебя это не спасёт от поражения. Я не испугался. Давай, ставь препятствие!
   Маленький крамзанин вытащил из мешка препятствие:
   – Реманго, – сказал он задумчиво. – Большой, какую бы клетку тебе испортить?
   – Думай, последыш, – ответил отец. – Может, ты на своём поле его разместишь?
   Ребенок рассмеялся:
   – Так ведь не по правилам. Хотя, если ты меня боишься, я могу поставить препятствие и на своём поле.
   Партия не успела приблизиться к середине, когда в круглом окне над головами героев появилась Вайзо.
   – Всё, – с досадой сказал родитель. – Доиграем после заката. Пора лететь в низину.
   – Всегда ты так, – скорчил гримасу малыш. – Я ещё не успел ни одну фигуру к тебе на диск поставить.
   – Вот-вот, сначала ты висишь в кровати, потом не ешь камни. Какой результат?
   – Результат? – оживился ребёнок. – Ты доиграешь со мной игру и никуда не полетишь.
   – Ну и логика у тебя, последыш, – взрослый покачал головой. – Как это я могу не полететь в низину? Ты хочешь катастрофы на Крамзе?
   – Лети, большой, – согласился ребенок, отворачиваясь от дисков здесьтама. – Я всё понимаю. Есть математически важное слово «надо».
   Взрослые крамзане после реманго каждый день собирались в низинах у своих городов для бесед о будущем Крамзы. Иногда на эти встречи прибывали торговые делегации с других планет. Тогда крамзане, торгуясь, приобретали товары для своих нужд.
   – Всё, пора, – сказал взрослый и пошёл к подъёмнику на крышу.
   Города у здешних жителей строились без улиц, стена к стене. Выходы из жилищ, как и окна, были обустроены на крышах. Здесь же располагались стоянки для всяких летающих лодок.
   – Большой, а возьми меня с собой, – несмело попросил ребёнок.
   – Ни за что! – пропел родитель.
   В этот момент в комнату вошёл робот Гара-гум и протянул взрослому синий коробок с жёлтой кнопкой:
   – Ой! – воскликнул большой крамзанин. – Донесение! Я таких не получал ни разу за всю свою длинную жизнь. Только слышал о них. Это же из Превосходного дворца Крамзы – от Главного Логика планеты, последыш.
   Взрослый нажал жёлтую кнопку коробочки, и в комнате появился гара-гум с тяжёлым ободом на шее – такие роботы были только у Его







Превосходного управителя Крамзы. Принеси-подай Главного Логика подошёл к ребёнку и протянул ему средней рукой маленький шарик синего цвета.
   – Что это? – с любопытством и беспокойством спросил большой крамзанин.
   – Это какая-то маленькая планета, – ответил малыш, отдавая шарик родителю, – посмотри.
   Гара-гум жестом остановил большого и наклонил голову. На стене за спиной робота загорелся большой монитор входного звонка. Экран показал, что у дверей просит разрешения войти сам Главный Логик Крамзы.
   – Ничего себе, – прошептал большой. – Входите, Ваша Логичность.  Для нас большая честь принимать вас в своём доме.
   Подъёмник доставил высокопоставленного крамзанина в комнату. Логик был внешне обычным взрослым представителем этой планеты, только над его средним большим глазом сверкал золотой знак космоса – земная цифра восемь.
   – Да не погибнет во времени Крамза! – с традиционным приветствием обратился Логик к присутствующим.
   – Вечного тепла Крамзе, – ответили хором ребёнок и родитель.
   – Я пришел к вам с важной информацией, – сразу приступил к делу  Логик, – которую мы сегодня смогли выкупить у корцев. В секторе времени, ближайшего после текущего, намечается космическая катастрофа, которая может повлиять и на нашу планету. В далёкой галактике остывает звезда. Имя этой звезды – Солнце. Ваш последыш через десять тысяч суток должен отправиться на планету Земля, которую согревает эта самая звезда Солнце, и разыскать там троих маленьких землян. Все приготовления к далёкой экспедиции, тренировки и обучение я предлагаю начать с сегодняшнего дня.
   – Мой последыш полетит спасать планету… – в изумлении прошептал родитель.
   – Нет, – ответил Логик, – теперь уже не последыш. Отныне ты, малыш, нарекаешься своим собственным порядковым номером – именем Гвара-рио-ган!
Первая глава без номера

О том, как существа
с планеты Крамза
играли в здесьтам
Сайт управляется системой uCoz